Девятнадцатое столетие не было временем интенсивного развития натюрморта, хотя многие живописцы продолжали исполнять картины в этом жанре, повторяя традиционные композиционные и колористические приемы, лишив, однако, натюрморт того содержания, которое было свойственно жанру в былые времена. Смысл красивых нагромождений цветов, фруктов, посуды не простирался теперь далее иллюзорной передачи предметов, красоты и точности рисунка, декоративного единства.
Написанный в первой половине XIX века "Натюрморт с тремя персиками" напоминает академические образцы "цветов и плодов" старых мастеров с той же виртуозной техникой, гармонией цвета и строгой композицией.


  Копия с картины П.Шмерлинг-Куделка (1806-1840) "Натюрморт с тремя персиками" 1831
Холст, масло. 39 х 50 см. Курская картинная галерея им. А.А.Дейнеки
Размер копии 38 х 49 см. Холст, масло. 1997
на странице присутствует скрытый контент

На экспозиционный подрамник натягивался холст, идентичный авторскому по плотности, толщине нитей. К большому сожалению, не удалось подобрать льняного полотна без синтетических включений, однако было отдано предпочтение внешней фактурной схожести. С помощью гвоздей "текс" холст натягивался на сосновый раздвижной подрамник с колками для возможной регулировки натяжения основы в дальнейшем. Холст дважды проклеивался осетровым клеем: 6% раствор осетрового клея без меда в желеобразном состоянии наносился шпателем, 8% - с медом (1:1 - для пластичности) - с помощью широкого флейца. Клеемеловой грунт, состоящий из тонко тертого отмученного и просеянного мела, малого количества пигмента охры желтой светлой, 6% раствора осетрового клея с медом (1:1) и несколькими каплями льняного масла, наносился послойно и полировался. Для полировки под холст подкладывалась металлическая пластина, позволяющая равномерно располировать всю поверхность с определенным давлением и избежать возможных изломов холста по внутренним граням подрамника. Рисунок переводился с подготовленного картона с помощью красной копировальной бумаги.
Первоначально предполагался классический цветной подмалевок практически без добавления белил. Цель его - распределить светотень, разобрать тоновые и основные цветовые уровни. Однако, от общего подмалевка пришлось практически отказаться, поскольку многие живописные эффекты решались уже в этом слое, а большая длительность работы могла помешать достижению некоторых цветовых, а по сути технологических эффектов. Иными словами, точность копирования любого места полотна предполагала точное повторение подмалевка и верхнего основного слоя. Иногда неверность подмалевка становилась ясной только при последующей работе, поэтому приходилось смывать фрагмент до грунта, переделывать подмалевок, а по высыхании - основной слой. Таким образом работа велась маленькими фрагментами, что давала большую точность конечного результата, но создавало параллельные трудности из-за невозможности точно чувствовать тональность фрагмента - непокрытые подмалевком почти белые места очень мешали, их приходилось накрывать темно серой бумагой.

"Работа шла урывками, требовала большого терпения и хорошего ученического задора - исполнить во что бы то ни стало, продолжать работу на одинаково высоком уровне точности, не упрощать. Как только появлялось такое желание - работа приостанавливалась на несколько дней, а то и недель... Никогда больше мне не приходилось писать работу так долго. От грунтовки холста до покрытия картины лаком прошло более года, и в целом это объяснялось слишком большим желанием написать копию точную даже в самых мелких деталях".



Прозрачность виноградных ягод на подлиннике обеспечивалась легкими штриховыми мазками; слой краски был довольно тонкий, сквозь него просвечивался слегка желтоватый грунт. Подобного эффекта удалось добиться в копии лишь имитировав подобные мазки с помощью прорисовок и имитаций мазка по невысохшему слою краски деревянными палочками.
"Подобные работы обычно не относятся к любимым, но дороги как пример преодоления определенной ступени обучения. Скорее всего эта копия никогда не будет повторена, и хотя вторично решать многие технические проблемы проще, решать их уже не так интересно. Писать же копию упрощенно - значит проявить неуважение к подлиннику и к собственной работе, претендующей на качество и этапность".