"Семь смертных грехов" — одна из самых ранних известных работ Босха, называемая столешницей из-за материала и композиции, хотя никогда и не выполняла этой функции. Картина висела в личных покоях испанского короля Филиппа II, любившего размышлять о греховности человеческой природы.
Основной круг состоит из сегментов с изображением смертных грехов, их следует читать, согласно композиции, от "шести часов" против часовой стрелки:
ГНЕВ (злоба, ревность) изображена драка двух мужчин у ворот таверны, женщина пытается разнять их. Один из мужчин надел на голову табурет, как рыцарский шлем, на земле валяются ножны, что говорит о том, что драка может приобрести серьезный характер, разбросана одежда, обувь.
ТЩЕСЛАВИЕ (гордыня) женщина прихорашивается перед зеркалом, которое ей протягивает сатана в одежде служанки, на полу - сундук с украшениями.
СЛАДОСТРАСТИЕ (похоть) пикник - две любовные парочки в шатре готовы предаться любовным утехам, перед ними персонаж, переодетый, вероятно, в кролика с оголенным задом получает театральные побои поварешкой, на земле валяются музыкальные инструменты, кальян и т.п., на столике - вино и закуски.
ЛЕНЬ (праздность, уныние) вошедшая в комнату монахиня возможно уговаривает сидящего в кресле пойти в церковь или заняться любым другим делом кроме бесполезного просиживания штанов, поскольку так он уподобляется собаке, которая изображена здесь же, спящая белым днем возле камина.
ЧРЕВОУГОДИЕ (обжорство, невоздержанность) толстяк за обеденным столом поедает различные подносимые ему яства, слугам достаются только капли на дне кувшина и куриные лапки, на огне жарятся колбаски, толстый ребенок, бросив игрушки, тянется за добавкой, только оторвавшись от горшка, на стене шляпа, проткнутая стрелой - ироничный намек на бывшего охотника.
АЛЧНОСТЬ (жадность) разбирается судебная тяжба, разложены книги с закладками, но левая рука судьи тянется за монетой, которую протягивает ему второй участник процесса, любовь к деньгам вряд ли приведет к правосудию.
ЗАВИСТЬ сцена у дома торговца, человек уходит от него с мешком муки на спине, перед дверью одна собака получила кость, другая лает и хочет того же, хозяину дома предлагают купить птицу, в то время как с его женой или дочерью флиртует прохожий.
Тему дополняют развивающиеся бумажные свитки с цитатами из Второзакония:
"Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла
"О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!"
"Сокрою лицо Мое от них и увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности".
Четыре круга в углах композиции изображают СМЕРТЬ, СТРАШНЫЙ СУД, АД и РАЙ.
В центре всей композиции надпись "Бойся, бойся, Бог видит всё" и всевидящее око, зрачок которого - Христос, указывающий на свои раны, напоминая о том, что пришлось пережить ему за грехи человеческие.

Копия с картины Иеронима Босха (1450-1516)
"Семь смертных грехов и Четыре последние вещи". Дерево, масло. 120х150см. Мадрид, Прадо.
Размер копий 93х110см и 120х150см. Холст, масло, старение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на странице присутствует скрытый контент