Копия с картины И.Е.Репина (1844-1930)
Мужчина в цилиндре. 1875.
Этюд к картине «Парижское кафе» Картон, масло, 27 х 13,8 см.
Курская картинная галерея им. А.А.Дейнеки

Илья Ефимович Репин (24 июля [5 августа] 1844, Чугуев, Российская империя — 29 сентября 1930, Куоккала, Финляндия) — русский живописец, педагог, профессор, действительный член Императорской Академии художеств.
Будучи пенсионером Императорской Академии художеств в 1875 году И.Е.Репин пишет и вопреки всем правилам выставляет весной того же года в парижском Салоне картину под названием «Кафе на бульваре (Le Cafе du Boulevard)». Русская общественность негодовала и упрекала автора «Бурлаков» в отсутствии национальной темы, парижане недовольно встретили главную героиню картины – девушку с дерзким взглядом, посетившую кафе без провожатого. По настоянию общественного мнения, дружно скандировавшего «Скандал, скандал!», Репин уже готовую картину «подправил», сделав ее скромнее. Взгляд девушки он погасил, заставив ее опустить глаза – и она уже казалось жертвой, а не нарушительницей заведенных приличий. Позднее владелец картины швед Мартин Монсон проведет косметическую операцию по удалению верхнего слоя, и картина вернется к первоначальному замыслу, став после этого одной из самых дорогих картин И.Е.Репина, проданных на аукционных торгах (Christie’s. 2011). На картине «Парижское кафе» 1875 оказались изображены помимо примадонны парижского театра Анны Жюдик, художник Жан-Леон Жером, поэт Катюль Мендес, профессиональный натурщик и художник Эмиль Бело. Двое персонажей, покидающих кафе, по всей видимости, чопорный англичанин и коренной парижанин – как раз и есть тот самый «Мужчина в цилиндре». К картине И.Е.Репин написал множество этюдов с натуры. Отмечают, что на натурщиков Илья Ефимович денег не жалел и ему очень часто приходилось приостанавливать работу из-за нехватки средств даже на еду. В России хранятся пять из двенадцати этюдов к картине «Парижское кафе», известных на сегодняшний день.

 
  Копия в технике многослойной масляной живописи, имитирующая авторские приемы аля-прима.  

Основа. В качестве основы использовался толстый плотный грунтованный картон фабричного изготовления с гладкой поверхностью. Для компенсации деформации на тыльную сторону картона приклеен слой бумаги крафт.

Перевод рисунка. Масштабная (1:1) репродукция калькировалась на световом столе. Особое внимание уделено мазкам (движкам) живописного слоя, фактуре поверхности. Рисунок переводился на поверхность картона после обработки оборота кальки грифелем (красно-коричневый карандаш).

Фактурный монохромный слой. Согласно переведенному рисунку авторских движков (мазков), объем живописного слоя первоначально вылепливался грунтом (акриловый белый). Завершающий фактурный слой набирался светлой густой массой масляной краски с частично удаленным связующим (титановые белила, сиена натуральная, жженая кость). Слой формировался в два приема, после просушки. После высыхания фактурного монохромного слоя проведена его коррекция механическим способом с помощью скальпеля и полировки отдельных мест летучими растворителями уайт-спирит, ацетон.

Основной живописный слой начинался с темных мест некроющими красками (умбра, сиена, краплак). В качестве основного разбавителя использовался даммарный лак. Света набирались неплотно (использовалась набранная фактура) – основная задача на данном этапе было повторить цвет и тон оригинального мазка.

Лессировочные слои некроющими пигментами завершили цвето-тоновую корректировку.
Картина дважды покрыта лаком с помощью пульверизатора (даммарным лак, пинен 1:1)