Поваренок. 2009 |
Прототипом для начала серии жанровых картин с поваренком послужили произведения художника Джозефа Бэйля (1862-1921) на аналогичный сюжет. Тема пьянства, сама по себе, давно стала колоритным атрибутом многих сюжетных коллизий. Еще в искусстве Высокого Возрождения персонажи картин пребывали в царстве беззаботного Бахуса, рассматривая пьянство скорее как веселье, нежели порок. Явно дидактический характер тема стала носить позднее, в произведениях художников северных школ: сюжет шумного застолья, трактирной потасовки или образ одинокого пьянчужки был особенно популярен в живописи «малых голландцев» XVII столетия. Это была уже не мифология, но сама жизнь - неудивительно, в одном только Харлеме было 518 кабаков. Перепившиеся крестьяне, засидевшиеся гуляки, буйные во хмелю солдаты и захмелевшие горожане - частые персонажи картин Адриана Браувера, Яна Стена, Франса Хальса, Адриана ван Остаде. Впрочем, и здесь отношение к пьянству было неоднородно: от явного порицания у Иеронима Босха («Сад земных наслаждений») до снисходительного наблюдения у Яна Вермеера («Пьяная девушка, спящая за столом»). |
Пространство картины реконструирует нижнюю набережную (пешеходная зона у самой воды) голландского города, куда выходили двери кабаков и таверн, где поваренок вполне мог заняться чисткой кастрюль... или допить пиво за невнимательным постояльцем. В отражениях стеклянных бутылей угадываются контуры высоких зданий и воды канала. |