Автопортрет. 2011
Холст, масло. 46 х 52,5 см



Военный фотограф изображен в форме императорской армии в светло-серой шинеле образца 1912 года, на плечи накинут башлык (остроконечный капюшон верблюжьего сукна). В армии его продолжали носить из-за удобства, несмотря на официальную отмену в 1913-м году. На шинели нет погон, на фуражке отсутствует кокарда - после подписания Брестского мира в 1917-м году, императорская армия была расформирована, большая часть солдат и командующего состава вернулась в Россию. Перед офицером, солдатом, перед русским человеком, гражданином встал непростой выбор: остаться верным присяге и пополнить ряды Белого движения; принять новую власть и вступить в Красную армию или иммигрировать за границу в ожидании конца «смутного времени»...
Военный сидит на большом каретном чемодане, рядом – маленький саквояж и фотоаппарат на штативе. Читается тема дороги, но что перед нами – приезд в родной город или сборы в дальнее путешествие – однозначного ответа нет. Так и возможный выбор нашего персонажа оставлен на суд зрителя. Как в других картинах этого жанра более простая и современная трактовка изображения всегда возможна: портрет уставшего курского реконструктора между «боями».

Автопортрет – портрет художника, исполненный им самим. Жанр этот приобрел популярность, как только появился сам портрет, поскольку сразу возник вполне понятный интерес и к персоне самого мастера. Изображения художников за работой встречаются еще в древнеегипетской живописи, а также на древнегреческих вазах.
Конечно, создавая автопортрет, мастер наиболее свободен – нет заказчика, нет модели – он наедине с самим собой. Он может не гнаться за похожестью, ведь кажется, это самое известное ему лицо, он «знает» изображаемого лучше других, ведь это он сам, оттого и похожесть должна получаться автоматически. Однако здесь есть и подводные камни. Художник видит всю жизнь свое отражение в зеркале. На автопортрете, таким образом – не он сам, а его отражение, то, как он сам себя видит. Можно, конечно, применить систему зеркал для рисования правильного автопортрета, однако к этому прибегали редко. Тем не менее, решение было под рукой. Некоторые виды печатной графики (например, офорт) предполагают зеркальный поворот изображения в процессе изготовления оттиска. Таким образом, на офортах – автопортретах, скажем, Рембрандта ван Рейна мы видим дважды перевернутое (то есть реальное) изображение. Художник рисовал себя, глядя в зеркало, так как видит, а потом при печати изображение перевернулось и Рембрандт увидел себя так, как его видят другие. Это лицо, смотрящее с гравюры – некоторая неожиданность и открытие для него самого. Возможно, эти открытия заставляли Рембрандта снова и снова возвращаться к автопортрету, которых у него больше пятидесяти.
Автопортрет Михаила Денисова может трактоваться как историческая или жанровая картина. В XIX веке, например, подобную композицию назвали бы стилизацией. Существовало немало художников, которые подражали школам и направлениям, работали в разных исторических стилях. Так, например, Франческо Винеа (1845-1902) воссоздавал стиль харлемских мастеров XVII века, одевая натурщиков по европейской моде того времени (Ф.Винеа. «Мушкетер»).
Персонаж, погруженный в раздумье, безусловно, - самый поверхностный вариант трактовки, однако и в этой теме многим художникам удавалось добится тонкого психологизма (как например, задумчивый Арлекин на современной работе иллюстратора Дениса Гордеева).