Поваренок-II. 2009
Холст, масло. 120 х 80 см

Сюжет картины «Поваренок-II» - герой, погруженный в раздумье, персонаж с книгой - восходит к глубокой древности. Он вовсю тиражировался «малыми голландцами», художниками Возрождения, импрессионистами и французским Салоном (Эрнест Мейсонье «Читающий в белом»).
Однако, в данном случае, изображенный персонаж не седовласый старец с книгой, не абстрактный мыслитель, - он вполне конкретен, легко угадывается его профессия, и возраст. Таким образом, высокая философская идея о размышлении и познании трактуется с иронией, если, конечно, вы с иронией относитесь к выражению Ex ore parvilorum veritas - “Устами младенца...»
Картину можно отнести к псевдоисторическому жанру. Написанная в 2009 году она не выглядит современной. Так, одежда поваренка и другие бытовые предметы (или их визуально схожие прототипы) могут относиться к XIX веку или даже ранее: керамические шумовка и ложка на стене, небольшие весы, кофемолка, деревянный ручной закупориватель корковых пробок, футляр для ножей с предыдущей картины - теперь он на поясе, разбитая глиняная трубка, фигурный чайник, бутыли, баночки, ковшики и т.п. Эти антикварные предметы, послужившие натурой, собраны на картине скорее по принадлежности к кухне, чем по территориальному признаку.
На место действия точно не указывают и ставни (возможно, голландские, польские, немецкие или чешские) - единственный предмет на картине, не находящийся «под рукой» у художника, выполненный по фотографиям и зарисовкам.
В качестве поваренка позировала Александра Денисова, человек из современного мира, но ведь человек не меняется, как бы не менялся мир вокруг. Эмоции остаются прежними, тем более это касается выражения детского лица.

Техника живописи близка классической. Поверх белого грунта была положена темперная охряно-красная тоновая пропись, основной малофактурный живописный слой сохраняет прозрачность в тенях и завершается лессировками. Набор масляных красок исключает «современные» пигменты, вроде стронция или фталоцианинов (ФЦ).
Все это лишает возможности уточнить время и место происходящего действа. Да автор к этому и не стремился. Перед нами бытовой жанр - персонаж с книгой в неглубоком пространстве. Он наполнен старинными предметами, все это - для придания нужной «атмосферы» современной картине. Это попытка создать еще одну историю из прошлого, забраться в шкуру художника, который не знает, что такое Интернет или глобальное потепление...